Свадебные платья в истории
Как таковое, белое подвенечное платье появилось в Европе благодаря английской королеве Виктории, которая впервые в 1840 году, выходя замуж за принца Альберта, надела свадебный наряд в его современном понимании, тогда как до этого на протяжении веков невесты шили просто новое, но обязательно красивое и дорогое платье.
Индейцы племени Навахо, например, одевали невесту в наряд, каждый из четырех цветов которого символизировал одну из сторон света: черный – север, синий – юг, оранжевый – запад, белый – восток. Они считали, что объединение всех сторон света в свадебном наряде принесет гармонию в будущей семейной жизни.
С древних времен и до наших дней в странах Азии счастливыми считаются яркие цвета – преимущественно красный и оранжевый. Неудивительно, что наряды невест в этих странах шьют из тканей именно этих цветов. Индийские женщины в течение всей жизни на самые значимые семейные торжества надевают сшитое на свадьбу красное сари.
Что касается европейских традиций, то они берут своё начало еще в Древней Греции, где невест наряжали в "пеплос"– длинное прямое платье с драпировками и застежками на плечах, белый цвет которого символизировал чистоту, радость и молодость.
Идеалом женской красоты позднего средневековья (XIV–XV вв.) была хрупкость и утонченность. Невесты носили длинные и очень узкие платья пурпурного, красного и алого цветов с глубоким остроугольным декольте, длинными, порой до пола, рукавами. Обязательными атрибутами были шлейф и вуаль, которые, по поверьям, отгоняли от молодой невесты нечистых духов.
Бурная эпоха Возрождения поклонялась пышным женским формам, которые подчеркивались платьями из мягких тканей, облегающими все изгибы женского тела, и спускались книзу глубокими складками.
Однако атласные платья невест вновь обрели белый цвет – символ чистоты и невинности, но равные права имела и серебристая парча. Свадебные платья богато украшались вышивкой и популярным поныне жемчугом – символом укрепления семейных уз.
Пресытившись тяжестью и огромными размерами сооружений швейного мастерства, невесты эпохи Ампир переоделись в нежные прямые платья с завышенной талией из тончайшего белого атласа. Из дополнений признавались только высокие перчатки.
С середины XIX века начался отсчет истории свадебной моды: платье невесты обретает элегантность, востребованную и в наши дни. Подвенечный наряд невесты этого периода имел высокий вырез, строгие линии и кружевную вставку, украшавшую грудь. А вот начало XX века стало эпохой "укорачивания" подвенечных нарядов. В 20-е годы простые и угловатые платья едва доходили до щиколоток, что в те времена считалось авангардным. Но уже 30-е годы вернули в свадебную моду романтизм и женственность, нарядив невест в нежные платья с пышными рукавами и юбкой, украшенные рюшем из деликатных тканей. На десять военных лет романтизм заменила строгость и четкость костюмов из прямой юбки и, напоминающего мужской, жакета мрачных цветов войны.
Когда ужасы и лишения военных лет стали уходить в прошлое, невесты вновь вернулись к романтике. Однако у послевоенной молодежи было своё представление о романтичности, замешанное на стремлении к свободе и независимости – в свадебную моду ворвались минимализм и фольклорный стиль. Платье невесты зачастую напоминало короткую рубаху, украшенную "деревенским" орнаментом. Невесты 60–70-х годов ХХ века, в отличие от их предшественниц, смело выставляли напоказ стройные ножки...
Чем увереннее становилась жизненная позиция женщин, тем смелее и строже становились их подвенечные наряды. В 80-е годы они обрели даже некоторый спортивный оттенок: невесты с удовольствием надевали брюки и костюмы, похожие на офисные. Чрезмерная жесткость, навязанная феминистским движением, себя не оправдывала в деле создания семьи и с середины 90-х годов: медленно, но уверенно, свои позиции завоевывает то самое "платье принцессы из детской сказки", окутывающее невесту пеленой чистоты, невинности и счастья.
Сегодняшние невесты порхают под марш Мендельсона в неземной красоты платьях нежнейших цветов, с корсетами и пышной юбкой, платьях "Ампир", нарядах, словно вышедших из мастерской доброй феи; и всем своим образом подчеркивают стремление следовать главному предназначению женщины – украшать этот мир и нести доброту, ласку, любовь и заботу!